Наша франция

Нормандия

Часть первая, в которой мы смотрим на потрясающий Руан, любуемся садами Моне, гуляем по отвесным скалам на побережье и постоянно пьём сидр :)
Итак, мы приехали в Нормандию — регион на берегу Ла Манша, славящийся сидром и сыром, яблочными садами и отвесными скалами, белоснежными широченными пляжами с песком и ракушечной крошкой, лучшими морепродуктами и фахверковыми домами.
Нормандия очень не похожа на остальную Францию, меньше на Францию похожа только Бретань. Это очень самобытный, независимый регион, кроме того, Нормандия постоянно завоевывалась и переходила из рук в руки. Начиная с норманского завоевания и заканчивая Второй мировой, здесь постоянно шли боевые действия.
Сами нормандцы шутят про свой регион примерно так, как мы про Питер, «типичная Нормандия» на открытках и Интернет-мемах — это бесконечные дожди. Но, что удивительно, мы с дождём столкнулись лишь однажды в Мон-Сен-Мишель и немного в Этрете.
Первым городом на нашем маршруте стала столица Нормандии — Руан. Руан был одним из самых крупных городов на нашем пути, в этот раз мы в основном проезжали тихие морские гавани и деревеньки, фермы, сидроварни, но Руан по меркам их всех — просто мегаполис. Именно в Руане происходит большая часть действия романа «Госпожа Бовари», поэтому можете освежить классику перед поездкой или читать его прямо там.

Руан

Город, в котором сожгли Жанну д`Арк
Руан известен двумя вещами: местом казни Орлеанской девы, именно епископ Руана отправил ее на костёр, и великолепным готическим собором
Однако, больше собора и других готических красот, нас поразили простые фахверковые домики. Фахверк — это такая вещь вне времени и вне географии, сложно понять, дом XII века или XVII перед вами, поскольку строили так в разные времена во Франции, Германии, Голландии.

Всё дело в том, что в Нормандии из-за прибрежного расположения не очень много леса, поэтому дерево — материал дорогой, а вот известняка и камня — хоть отбавляй, поэтому дома строились на каменном фундаменте из дубовых балок, а промежутки между балками заливались раствором известняка, что и давало такой рисунок, балки нередко красили минеральными красками в самые разные цвета.

Типичный фахверк
Итак, мы приехали в Руан и отправились в сторону центра города и главной улицы. Руану довольно сильно повезло — он почти не пострадал во Вторую мировую войну, в отличие от других городов Нормандии, например Кана, Гавра. Руан стоит на берегу Сены, которая течет в сторону Ла Манша.
Визуально Руан — это пламенеющая готика (Стендаль назвал Руан «Афинами готического стиля»), узкие улицы и невысокие, до 5 этажей, фахверковые домики.
Церковь Жанны д`Арк
Особняком в этом ряду стоит Церковь Жанны Д'Арк, Орлеанской Девы, она построена рядом с местом казни Жанны на месте более ранней церкви, которая не сохранилась до наших дней. Пожалуй, это самая необычная церковь, которую мы видели. Она современная, построена в стиле модерн в виде огромного перевернутого корабля, хотя каждый видит что-то свое, мы, например, разглядели в ней рыцарские доспехи Жанны и костёр.

Внутри церкви очень много пространства, потрясающая акустика, много воздуха, обычно от католических церквей нет такого ощущения. Также внутри находятся невероятные витражи, это восстановленные после обрушения витражи старой церкви Сен-Винсен, из-за огромного пространства в них невероятным образом проникает свет. В общем, хорошее место, чтобы передохнуть и подумать.
Церковь находится на Площади Старого рынка, чуть за ней можно найти крест, а рядом с ним, за деревянной оградкой, — табличку, отмечающую место казни. Между церковью и рядом фахверковых домиков находятся остатки старой церкви, которая была уничтожена в 1944 году.
Площадь старого рынка
Пройдя немного вперед, мы вышли на улицу Жанны Д’Арк, на ней расположен Дворец правосудия — потрясающее белоснежное здание в стиле пламенеющей готики. Это здание уникально тем, что является редким образцом гражданского готического здания, а не церкви или монастыря, ранее в нем располагался суд, а сегодня — городская полиция. Под шумок мы зашли прямо внутрь его дворика вместе с какой-то экскурсионной группой, пройдя не сложный осмотр сумок, и осмотрели вблизи эту красоту.
Дворец правосудия
Вернувшись на улицу Грос-Орлож, одну из самых оживленных улиц города с бесчисленным количеством магазинов, лавок, кафе, мы поняли, что попали в неделю последних распродаж и, как оказалось, в последние дни все без исключения магазины, начиная от мелких местных лавок и заканчивая массовыми сетевыми марками, типа Calzedonia, Jennifer и Mango и даже премиальных Mont Blanc, просто вываливают горы одежды и другие товары на улицу на ковриках и коробках, снижая цены до 70−80 процентов. Местным магазинам проще освободить место под новые коллекции естественным путем. Поэтому по всей главной улице валялись кучки, тюки, стояли коробки и стойки с вещами, косметикой, аксессуарами и посудой.

На пересекающей Грос-Орлож улице обычно располагается блошиный рынок с антикварными и просто милыми вещицами, но в этот день отличить остальные улицы от этой было трудно.
На улице Грос-Орлож находится довольно уникальная достопримечательность, собственно — Грос-Орлож, то есть Большие часы. Это старинные городские часы XIV века с вечевой башней, на которую можно забраться, также, как и внутрь уникального механизма, который старше всех наиболее известных нам городских часов.
Большие часы
Кстати, уже тогда они были астрономическими — часы показывают фазы Луны (присмотритесь к небольшой сфере, похожей на жемчужину, одна половина ее темная, а другая — светлая) и день недели (ищем барельеф под циферблатом, панель меняется каждые сутки). Каждому дню недели соответствует уникальный барельеф с покровителем.

Советуем зайти туда не просто, чтобы осмотреть механизм и подняться на башню, но и послушать совершенно потрясающую экскурсию от аудиогида. Он входит в стоимость и есть на русском языке, ведется от лица «призрака часовщика», внутри рассказывают даже не столько о самих часах, сколько об истории города, о том, как формировался его облик и как часы влияли на городскую жизнь.

Сама арка с часами покрыта каким-то невероятными по тонкости и детальности скульптурами и барельефами, среди которых можно увидеть фигуры агнцев. Агнец — это символ Руана, если присмотреться, его можно заметить повсюду — на фонтанах, балконах, на потолках арок и т. д. Вообще Руан — город внезапной лепнины, тут можно на каждом углу, подоконнике крыше встретить небольшие скульптуры или барельефы. Так что попробуйте сосчитать ягнят :) Чуть за башней Больших часов находится также фонтан-барельеф в том же стиле.
Арка под часами
Именно на улице Грос-Орлож мы попробовали лучшие макароны (те, что пирожные, а не те, что лапша) за всю поездку по Франции, и это были вовсе не раскрученные Laduree, а чуть менее известные — La Grand Mere Auzou, у них очень узнаваемые желтые вывески и тележки с башнями из макаронов
Всё это время мы двигались, разумеется, по направлению к Руанскому собору, шедевру пламенеющей готики и архитектурному центру города. Как следует рассмотрев его с часовой башни, мы заметили, что самое поразительное в нём — это его разномастность, разные башни и порталы построены в разное время, отличается даже цвет камня.

Например, квадратная в плане желтоватая башня из валиийского камня, её называют Beurre tour, то есть Масляная башня, построена уже в XV веке на деньги горожан — так они откупались от нарушения поста, любили в пост поесть запрещёночки в виде масла. А стремительная левая башня со шпилем — это башня Сен-Ромен XII века.

Наконец, самый заметный, зеленоватый шпиль собора, который виден почти с любой точки в городе — это как раз самая новая часть.

Снаружи собор несмотря на свою разношёрстность производит цельное впечатление, столько деталей, мелких и кружевных — статуи святых, медальоны, стремительные обрамления окон.
Собор Руанской Богоматери или Cathédrale Notre-Dame de Rouen
Все видели, а если не видели, то обязательно поищите, серию картин Клода Моне с Руанским собором, мастер приезжал в Руан из Живерни в разные времена года, суток и погоду, чтобы писать эту музыку в камне. Всего насчитывается три десятка картин, в разных собраниях, например сразу несколько картин есть в Музее Орсе в Париже, они вывешены в одном зале, чтобы можно было сравнить игру света и цвета.

Кстати, сам Моне не хотел продавать их по отдельности и настаивал, что картины нельзя «разлучать», но при стоимости его полотен уже тогда было сложно найти покупателя всем сразу.

Внутри собора тоже есть, на что взглянуть, это и невероятные сводчатые нефы, витражи, статуи святых, ну и вообще — атмосфера. Мы провели там наверное не менее получаса. Кстати, внутри находится могила Ричарда I, он же Львиное Сердце, знаменитый норман завещал похоронить его останки именно в этом соборе.
Дальше мы медленно шли в сторону аббатства Сен Маклу, заглядывая в любые открытые дворики в поисках старинных домиков, зеленых палисадников и настоящих средневековых видов. Сама церковь Сен Маклу очень красивая, светлая со стремительными шпилями.
Церковь Сен-Маклу
Еще одна церковь, которую нам удалось посмотреть лишь снаружи — это Церковь аббатства Сен Уэн, сейчас она не действует и в ней проводят вернисажи и концерты, а вокруг на зеленых газончиках сидит местная молодежь — перекусывает и ловит покемонов. Но мы осмотрели церковь снаружи, на самом деле она ни в чём не уступает гениальному кафедральному собору, полюбовались зловещими гаргульями и отправились обратно в сторону старого центра в поисках ужина.
Хотя столица настоящих блинчиков, крепов и галет — это Бретань, уже в Нормандии можно начинать их пробовать, поэтому мы остановились поужинать в креперии и поесть галет (это тонкие блинчики из гречихи с разными начинками, какие только можно придумать).

Для ужина мы выбрали приятное место, немного в стороне от главных улиц — креперию La Regalliere, как и многие заведения в Нормандии и Бретани, они прерываются после 14−00 и работают с 19−00. Начали с традиционных галет под названием completes — это ветчина, сыр и разбитое в последний момент яйцо с мягким желтком. Одной галетой можно наесться просто до отвала, это очень сытная пища, поэтому — осторожнее.
По ходу путешествия мы пробовали не только традиционные начинки, но и блинчики с гребешками, с камамбером и припущенными в кальвадосе яблоками, с жареной уткой, с колбасой и вишнёвым джемом, с солёной карамелью и всеми известными видами сыра и т. д. Ну и разумеется здесь уже пора начинать дегустировать настоящий норманский сидр, чем мы и занялись. Кстати, сидр в Нормандии подают не в пивных бокалах, не в бокалах для вина или шампанского, а в милых чашках из толстой керамики.
Улицы Руана
Вечером мы еще раз выбрались погулять в центр Руана и совершенно случайно попали на свето-музыкальное шоу на стенах собора. Это просто потрясающе, не передать словами, как на объемном фасаде световые картины превращались в настоящие шедевры на тему семьи, истории города и страны в целом.
Если у вас есть выбор, куда съездить в пределах двух часов от Парижа, в Руан или Шартр, — то мы советуем Руан, именно из-за потрясающего средневекового центра, хотя если сравнивать по соборам, то у Шартра есть все шансы на победу, но если сравнивать города в целом, атмосферу, то Руан бьет всех.

Кстати, выезжали из Руана мы по мосту им. Густава Флобера, любители технического туризма — это для вас, он интересен тем, что при проходе судов разводится не как в Петербурге, распахиванием створок, а поднятием центральной секции с помощью лебедки, что позволило ему стать самым большим разводным мостом в Европе — его длина 1088 метров, а пролеты поднимаются на высоту 51 метр от основной высоты, полосы, по которым едут машины сделаны с промежутком, чтобы свет проникал к воде.

Дьепп

Старейший порт Франции
Итак, следующая остановка — это уже побережье Ла Манша и город Дьепп. Наиболее известен благодаря дьеппской операции Jubilee, неудачной высадке союзников, в основном канадских войск, на побережье Дьеппа 18−19 августа 1942 года, она была неподготовленной и многие до сих пор недоумевают, зачем и как это вышло, но из канадской дивизии погибло больше 3000 человек, остальные были взяты в плен. Именно поэтому в Дьеппе во многих местах рядом с французскими флагами и флагом города висит канадский, в память. Эту операцию называют генеральной репетицией Дня Д — высадки войск в Нормандии, но до сих пор она является исторической загадкой.

В Дьеппе можно погулять по центральным улочкам, где местами сохранились старинные дома, гостиницы и казино. Самая главная из них, Бульвар Верден, идет вдоль побережья, остальные — ведут к ней. Сохранилось здесь и несколько старых церквей, мы посмотрели на одну из них — Сен Жак, но поразила она не только своей готической архитектурой, стремительными башнями и основательным порталом, но тем, что на улице перед ней располагается вещевой и продуктовый рынок, перекрывая всю готику. Выглядит по меньшей мере странно. Кстати, эту церковь на восходе солнца запечатлел на своей картине Камиль Писсарро.
Церковь Сен-Жак
Еще одно старинное здание, связанное с живописью — это Cafe de Tribunaux, расположенное в здании XVIII века, историческое место, где выпивали кофе и беседовали об искусстве знаменитые импрессионисты — Писсарро, Моне, Ренуар, а еще здесь бывал Оскар Уайльд. кафе было заполнено до отказа, поэтому мы только полюбовались на домик с часами снаружи.

Вообще, во времена импрессионистов Дьепп был модным местечком, Камиль Писсарро написал здесь сразу несколько работ, в частности, уже упомянутую церковь и вид на порт.
Церковь Сен-Жак и рынок перед ней
Побережье, где находится Дьепп, Фекан, Ле Трепор и Этрета, о которой — позже, называется Алебастровым за белоснежные утесы, которые обозначают береговую линию.

В Дьеппе несколько раз в год проходят соревнования воздушных змеев и виндсёрферов, поскольку здесь хорошие ветра на открытом пространстве. Нам повезло попасть на фестиваль воздушных змеев, их на пляже развевались десятки и сотни, очень красочно.
А еще, здесь огромный широкий пляж, береговая линия тянется через весь центр города, а главная улица идёт параллельно ей. Вдоль пляжа тянутся отели, спа-центры, есть бассейн, который работает даже поздней осенью, поскольку вода в нём подогревается, и поле для гольфа. Кстати, из Дьеппа отправляется паром в английский порт Ньюхэйвен — еще один помимо тоннеля способ добраться в Соединенное Королевство. Посмотреть на огромные многоэтажные паромы можно с набережной или из гавани порта.
Как в других приморских городах, в Дьеппе есть симпатичная марина с корабликами, но дома в ней в основном новые, какие-то — XVIII—XIX вв.ека, остальные построены уже после Второй мировой, город из-за своего расположение много страдал от бомбардировок, сначала во время британского завоевания, затем уже в 40-е годы ХХ века.
В Дьеппе вы не увидите милого фахверка, древних церквей, здесь больше новостроя. Даже замок XV века, находящийся на возвышенности над городом очень сильно перестроен и обновлён. В него мы решили не ходить, посчитав, малоинтересным, хотя пишут, что атмосферу он вполне сохранил, но к самому замку съездить стоит — от его подножия открывается шикарная панорама на город и на береговую линию. В общем, для нас главной достопримечательностью города стала именно набережная, порт и вид на высокие меловые скалы.

Фекан

Город знаменитого ликёра
Следующая остановка на побережье Ла Манша — это Фекан. Кстати, проезжая по территории Нормандии вы встретите очень много колоссальных ветряков — французы хотят постепенно перевести страну на ветряную энергетику. Кроме того, в Нормандии и Бретани находятся 5 крупных атомных электростанций и крупнейший в мире завод по переработке ядерных отходов — ведь более 80 процентов всей электроэнергии Франции сейчас — атомная. Две из этих пяти АЭС находятся как раз по пути из Дьеппа в Фекан в местечках Paluel и Penly.
Итак, Фекан — достаточно типичный прибрежный город с приятной бухтой. Наиболее знаменит он как место производства ликёра Бенедектин.

В XIX веке и до 70-х гг XX века Фекан был основным центром промысла трески у берегов Ньюфандленда, рыбаки уходили в море на месяцы и даже годы, попадали в страшные штормы в Атлантике, чтобы набить трюмы просоленной треской, возвращались далеко не все, поэтому Фекан — город, полный рыбачек и рыбацких вдов.
В порту Фекана немало рыболовецких судов, кстати именно здесь стоит начинать пробовать свежайшие морепродукты из Атлантики и Северного моря, например, noix de Saint Jaсque — так во Франции называют гребешки, нежнейший морской продукт. Здесь, как и в Бельгии, популярны мидии в различных соусах, мы попробовали мидии и креветки, вареные в кальвадосе, яблочном крепленом напитке в небольшом местечке на побережье. Смело его рекомендуем — Le Cave de Salut, вменяемые цены и большие порции морепродуктов, также они подают крепы со знаменитым ликёром Бенедектин, о котором ниже.
В Фекане — чудесный белоснежный пляж из ракушечной крошки, здесь можно купаться и делать красивые морские фотографии, собирать ракушки, наслаждаться солёным воздухом, ведь справа — холодное северное море, а слева — бурная Атлантика.
Одно из главных мест паломничества в Фекан — это дворец Бенедектин, где делают одноименный ликёр. Шпили дворца видно почти с любой точки города. Сам ликёр был изобретён в бенедектинском монастыре, основанном на этой территории еще в XI веке. В XVI веке один из монахов по имени Бернардо Винченцо изобрел рецепт уникального ликёра, который мог согреть паломников и монахов в холодном каменном аббатстве. Вообще, в монастырях, из-за отсутствия регулярного отопления, была нужда в крепких напитках. Мы очень сильно ощутили это в Мон-Сен-Мишеле, не удивимся, если они тоже делали какой-то крепкий алкоголь.
Дворец Бенедектин
В ликёр добавлялись специи и травы, привезённые с востока, создатель ликёра был венецианцем, а Венеция, как известно, активно торговала с арабами. Рецепт включал десятки уникальных ингредиентов и держался в строжайшем секрете. На ликере и по сей день стоит аббревиатура DOM (Deo Optima Maximo), намекая на его божественное происхождение. Эту аббревиатуру вы можете часто найти в церквях и аббатствах по всей Европе.

Сначала объёмы производства были небольшими, но затем ликёр полюбился королю Франциску I и его стали возить ко двору. Затем, после Великой Французской революции, как и многие церкви и монастыри, аббатство было закрыто, монахи разогнаны, а рецепт утрачен. И лишь в XIX веке винопромышленник Александр Легран смог восстановить его по древним манускриптам, но тут уже скорее история граничит с легендой, вполне возможно, он просто изобрёл рецепт заново, основываясь на знании, что ликёр делался на основе специй с Востока.

Но Легран пошёл дальше и нанял архитекторов для постройки настоящего королевского дворца, чтобы прославить переоткрытие ликёра на всю Францию. Этот дворец, смешавший в себе неоготику, модерн и неоренессанс, выглядит просто нереально, как снаружи, так и внутри.
Во дворце можно побывать на производстве ликёра, посмотреть бочки, где его выдерживают, понюхать разные специи, входящие в его состав, они лежат в Зале специй под специальными колпаками, все можно трогать и ощущать, ну и конечно, продегустировать ликёр тут же во дворце.

Ликёр поставляется в трёх видах — классический, выдержанный и B&B, смесь с бренди, каждый хорош по своему, нам понравился классический, выдержанный просто похож на жидкую лаву, прожигает насквозь, без шуток, мы даже не стали узнавать его крепость.

Ликёр подают на веранде в маленьких рюмочках на ножке, вместимостью граммов 25, потому что больше выпить уже сложно. Вкус просто взрывной, чувствуются десятки пряностей — корица, гвоздика, можжевельник, шафран, лимонная цедра, арника, ваниль, черный чай, чабрец, кориандр, душистый перец и прочее, прочее. И да, за руль после него просто так не сядешь.
Одна из самых главных религиозных достопримечательностей Фекана — это церковь Святой Троицы при одноименном аббатстве XII века, построенная в суровом романском стиле с вековыми стенами и башнями.

К сожалению, в наш приезд церковь была в процессе реконструкции, но вход внутрь был открыт, даже скорее оставлен без надзора, внутри никого не было, поэтому мы обошли каждый уголок, включая заалтарную часть (просим прощения у католиков) и кабинки для исповедей. Но главная святыня, из-за которой обычно заходят в эту церковь на время реконструкции, разумеется, убрана — это смоковница, в дупле которой находится ковчег с кровью Христовой. Это уже второй раз, когда мы сталкиваемся к кровью Иисуса (первый раз был в Бельгии).

В Фекане мы также практически не встретили фахверка, дома в основном каменные XVIII—XIX вв.ека, также много «новодела», бетонных оснований и стен, обложенных плиткой, наверное город страдал из-за штормов и войн.

Этрета

Каменные слоны и дикая ежевика
Согревшись в Фекане, мы отправились в Этрету за вековыми белоснежными утёсами и природной красотой.
В нашей жизни многое привязано к восходу и закату, временам года, а в жизни норманцев и бретанцев есть еще один фактор, еще один цикл — это приливы и отливы. Здесь они высокие и стремительные, многие города и дороги доступны только во время отливов. Этрета не исключение, расписание приливов висит здесь на каждом столбе.

О скалах Этреты потрясающе писал в романе «Жизнь» Ги де Мопассан. Описывая, как герои плывут вдоль берега на лодке, малый утёс он сравнил с «хоботом слона, пьющего воду из океана», а большой утёс, который располагается ближе к Атлантике, назвал «большая аркада Этрета, похожая на две ноги громадной скалы, шагающие по морю и настолько высокие, чтобы служить аркой для кораблей».

Эти утёсы действительно производят невероятные впечатления, как будто встретился с самой природой, они вырастают на десятки метров под морем.
К сожалению, мы были в Этрете во время прилива, не дождавшись отлива, иначе мы могли бы прогуляться возле утесов по песку, зайти в многочисленные ходы и пещеры, а также увидеть старинные устричные ловушки, построенные еще при Марии Антуанетте.
Набережная Этреты
Вдоль побережья здесь проходит пешеходная тропа, называемая «тропа таможенников». Название произошло от специальной должности, людей, которые патрулировали береговую линию, чтобы контрабандисты не высадились на берег.

Она длится более 30 км, можно пройти лишь её часть, полюбоваться природой, пасущимися коровами, дикими кроликами, полазать в зарослях дикой ежевики, ободрав руки, но наевшись сладкого лакомства.
Если у вас немного времени, то следует посетить две основные смотровые точки. Первая — возвышенность чуть правее, ближе к малому утесу, на нее ведёт автомобильная дорога, наверху есть парковка. Отсюда можно увидеть большой утёс слева и малый справа, на вершине площадки стоит каменная часовня Девы Марии со скульптурами рыб, пасутся коровы, можно прогуляться по лугу, осмотреть утесы.

Вторая площадка находится слева почти над большим утёсом, к ней придется прогуляться пешком, делая остановки и осматривая невероятные виды, старайтесь только не сходить далеко с проложенного маршрута, утёсы только кажутся невысокими, на самом деле их высота 50−70 метров.

Это пожалуй лучшая природная достопримечательность Франции, сравнимо только с берегом розового гранита, здесь стоит побывать на закате. Неслучайно, эти скалы не раз рисовал Клод Моне, приезжая из Живерни. Кстати, по всей набережной Этреты расставлены репродукции картин Моне с тех точек, откуда он их рисовал.
Вид на Этрету с одного из утёсов
К сожалению, на сам город у нас толком времени уже не оставалось, хотя по поверхностному осмотру он нам показался очень красивым, гораздо красивее Дьеппа и Фекана, однако поскольку путь до Онфлёра предстоял не близкий, но даже ради самой прогулки по утёсам и берегу здесь побывать стоит.

Онфлёр

Родина импрессионизма
По дороге из Этреты мы проехали через мост Нормандия, он пересекает устье Сены между Гавром и Онфлёром. В момент постройки в 1995 году это был самый длинный вантовый мост в мире, а сейчас один из самых длинных, 2350 метров. Проезжать по нему — совершенно особенное удовольствие, когда все его опоры и тросы переплетаются в движении. Этот мост является крупным объектом технического туризма, поэтому, если вы инженер или архитектор — можете остановиться до проезда и пройти к подножию моста.
Онфлёр основан еще в XI веке, хотя есть версии и о том, что поселение здесь было еще при викингах, в течение XII—XV вв.еков он занимал стратегическое положение как мощный порт, находящийся в устье реки. В XVI—XVII вв.еках из города отправлялись известные экспедиции первооткрывателей, например, именно отсюда началась миссия Самюэля де Шамплейна, который открыл французский Квебек в Канаде. За счёт торговли с заморскими колониями порт был довольно богатым. Но затем после революции и заиления входа в порт в XIX веке, Онфлёр стал угасать, параллельно достиг своей мощи соседний Гавр.

В итоге, Онфлёр оказался одним из самых красивых городов, которые встретились нам на пути, а к тому моменту и вовсе самым красивым. Причем, как днем, так и вечером. Вечером его гавань гудит от разговоров посетителей кафе, живой музыки, можно сидеть на парапете и смотреть на входящие в гавань яхты.
Порт Онфлёра
Онфлёр, также как и некоторые другие приморские городки, приезжали рисовать импрессионисты. Еще бы — цветные кораблики, старые дома в гавани, причём, не только фахверковые, но и каменные, узкие мощёные улочки, магазинчики с местными товарами, художественные студии и лавки, маленькие галереи.
Одна из самых заметных достопримечательностей Онфлёра — деревянная готическая церковь Святой Екатерины, крупнейшая сохранившаяся деревянная церковь во Франции.
Церковь Святой Екатерины
Сама церковь и колокольня напротив действительно впечатляют, во-первых, задумываешься, как это строили в те времена, из дерева и без единого гвоздя, во-вторых, как это сохранили до сегодняшнего дня. Кстати, колокольня построена отдельно от церкви не случайно — чтобы постройки не разрушили друг друга при пожаре.
Когда входишь в церковь, то ощущение, что оказался под перевернутым кораблем, и правильно, ведь в строительстве главного нефа церкви в XV веке принимали участие корабельщики, здание строилось с применением военно-морских технологий.

В церкви потрясающая атмосфера, красивые витражи, а ее жемчужина — деревянная же статуя Святой Екатерины.
Еще одна красивая церковь находится неподалеку, её легко найти по высокому шпилю — это церковь Сент-Этьен XIV—XV вв.ека, у неё также деревянный шпиль, но фундамент уже каменный. Однако, выглядит она не менее атмосферно.
Онфлёр довольно богат на интересные ресторанчики. Удержитесь от соблазна сесть в кафе прямо в гавани, они слишком шумные, туристические и в основном не слишком хороши.

Стоит отойти буквально квартал вверх, можно найти сразу несколько отличных заведений. Мы порекомендуем два, одно — это семейная креперия-сидрерия La Cidrerie с открытой кухней, блинчики готовят буквально при вас, выбор начинок очень большой, есть хороший выбор сидра, обычно заведения здесь ограничиваются одним-двумя.

Второе — это ресторан Auberge du Vieux Clocher, небольшое заведение на меньше чем 10 столиков, ужинают в основном местные, подают хорошую домашнюю французскую кухню с красивой подачей. Находясь на побережье, мы отдали предпочтение рыбе и морепродуктам, а именно — гребешкам и камбале, на десерт попробовали традиционный французский десерт — крем-брюле. А ещё за соседним столиком обедал мужчина с прелестным далматином, который норовил уронить всё со стола, всё же Европа с её толерантностью к животным в публичных местах приятно удивляет. Вспомнить только таксу в пабе в Брюгге.
Такой была первая половина нашего путешествия по Нормандии, всё же она очень непохожа на Францию, здесь есть свой дух, своя история постоянных завоеваний, и невероятные природные красоты, маленькие городки, мощёные улицы, фахверковые домики, которые живут вне времени и вне пространства. Дальше — ещё интереснее, ещё больше невероятной стихии Ла Манша, скал, монастырей, готики, истории Второй мировой, сыра, сидра, вина и многого другого.
Связаться с нами можно по электронной почте pashasvetatravel@gmail.com, мы всегда готовы помочь советом и в планировании путешествия.

А также подписывайтесь на наш канал в Телеграм pashasvetatravel Там самые свежие новости и путевые заметки!
comments powered by HyperComments