Летняя вена

Приключения в игристом и воздушном городе
Мы уже были в Вене в новогодние каникулы, тогда мы закрыли всю стандартную программу - собор святого Стефана, Опера, Музей истории искусств, Альбертина, музейный квартал, дом Хунтервассера, зоопарк, парк Пратер, мусоросжигательный завод, и решили, что раз город так прекрасен зимой, то летом будет в разы лучше - и не ошиблись.

Рассказываем про наше летнее путешествие по Вене, используя опыт предыдущей поездки.
В первый день сразу после прилета мы отправились во дворец Бельведер, который скрывает богатую коллекцию произведений австрийского искусства (в отличие от Кунстхисторише, который является сокровищницей мирового). Сам Бельведер - это комплекс из двух дворцов и парка, осмотр лучше начинать с нижнего Бельведера и двигаться наверх по каскадному парку.

Нижний Бельведер - это резиденция принца Евгений Савойского, который внес большой вклад в победу австрийцев над турками. Дворец часто сранивают с Версалем, и не случайно, Евгений Савойский некоторое время жил при французском дворе, впитывая и традиции убранства. Еще здесь недолгое время жил эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого стало поводом для начала Первой мировой войны.

В нижнем дворце отлично сохранились ряд залов, в которых проходят выставки современного искусства. Самые красивые залы - это мраморный зал, покрытый лепниной, изображающей принца в образе Аполлона в окружении других божеств и существ, и золотая комната, которая оправдывает свое название на 146 процентов.

Из-за постоянно сменяющихся выставок некоторе артефакты кочуют из комнаты в комнату, такова судьба, например, скульптуры, на которой принц борется с мифическими существами в окружении множества рук и ног. Попробуйте устроить квест и найти ее в залах дворца.

Из нижнего Бельведера можно выйти в оранжерею, где сам принц выращивал экзотические цветы и фрукты, а потом пройти в парк, двигаясь наверх к Верхнему Бельведеру. При Евгении Савойском парк был пышнее, в нем стояли сотни скульптур, расположенных по уровням (мифические существа внизу, боги наверху), теперь из всего великолепия сохранился фонтан с тритонами и нереидами и несколько статуй загадочных сфинксов и нимф.
Наконец, мы попадаем в верхний Бельведер, его легко узнать по зеленой металлической крыше в виде восточного шатра, в нем собственно находится коллекция австрийского и немного мирового искусства, включая десяток работ Густава Климта («Поцелуй» тоже тут), немного Эгона Шиле и Оскара Кокошки, а из не-австрийцев затесались также ван Гог, Мунк, Эдуард Мане и неожиданный портрет повара в исполнении Клода Моне.

Интерьеров в верхнем дворце сохранилось поменьше, на первом этаже комната с росписями и фресками, парадная лестница с лепниной и парадный мраморный зал, в котором в 1955 году состоялось подписание Австрийского государственного договора, который провозглашал независимость Австрии.

После осмотра картин можно приятно посидеть на зеленых лавочках на аллеях парка, здесь австрийцы совершают пробежки и прогуливаются с детьми.
Мы немного прогулялись обратно в сторону Ринга, прошли через сквер возле мемориала советским воинам-освободителям с памятником советскому солдату. Обязанность бессрочно охранять этот мемориал прописана в том самом Австрийском договоре, который в числе других лидеров подписал в 1955 году министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов.
Поужинать мы решили в интересном кафе-социальном проекте Vollpension. Это кафе, где берут на работу бабушек и дедушек после выхода на пенсию, они готовят домашние блюда и десерты по бабулиным рецептам и находятся "при деле", могут общаться и радоваться жизни. Большинство блюд здесь готовят на целый день, в основном это различные рагу и гуляши в милых баночках, а еще здесь бомбические десерты и прохладительные напитки "gespritz", что означает с содовой (или игристым вином), таким образом делают все от белого вина и соков до лавандового лимонада, это излюбленные летние напитки австрийцев.

Отдельная песня - это интерьер, как милая квартирка моей венской бабушки с кучей статуэточек, вазочек, ложечек, фотографий внуков и питомцев, загадочных книг и старых кофейников, даже шторки из бусин, нанизанных на веревку. Ностальгия.
So now we are on the road, ready to explore more. Next stop is Inverness. They say it is a very nice and authentic little town with an old historical white bridge in town and breathtaking forests.
Отсюда рукой подать до местного фудмаркета - Нашмаркт с кучей национальных корнеров с едой и лотков с местными и совсем не местными продуктами, это если вы вдруг не наелись. Сам рынок стоит на месте забранной в трубы речушки, то есть дома здесь раньше стояли на набережной. Но интересно другое, по бокам от Нашмаркт проходят две улицы - Линке Витцайле и Рехте Витцайле (левая и правая линия, если смотреть от Карлсплатц, то левая справа).

Так вот на Линке Витцайле стоят несколько домов работы знаменитого австрийского архитектора в стиле модерн Отто Вагнера, в том числе его знаменитый Майоликовый дом, украшенный цветочным орнаментом, и соседний с ним Пальмовый дом, украшенный золотыми пальмовыми листьями. Вестибюль соседней станции метро Kettenbrückengasse тоже проектировал Вагнер.
Мы поселились в симпатичном историческом отеле Furst Metternich неподалеку от крупной пешеходной и тороговой артерии Вены ....

Утром следующего дня мы отправились в еще один венский дворец Шенбрунн, летнюю резиденцию Габсбургов. И тут мы, наконец, поняли, где все туристы. Если в Бельведер заходят редкие гости, то сюда стекаются за красотами и прогулкой по парку тысячи людей. Кстати, в Шенбруннском парке находится Венский зоопарк (старейший в Европе), в нем мы были зимой и остались очень довольны (шутка ли, там же есть большие панды), летом он должен быть еще интереснее. Отдельного внимания заслуживает Пальмовая оранжерея (Palmenhaus), она прекрасна в любое время года и находится в красивом старинном павильоне из стекла и металла.
Шенбрунн - это резиденция многих поколений Габсбургов, здесь жила и любимая австрийцами Мария-Терезия, при которой он и получил нынешний вид, и Франц-Иосиф с Елизаветой Баварской (известной как принцесса Сисси).

Дворец, название которого означает "прекрасный источник", поражает интерьерами, сменяющими друг друга и неразрывно связанными с историей династии, например, 26 цветочных акварелей в медальонах в стиле рококо на стенах одной из комнат дворца нарисованы мужем и детьми Марии Терезии, а в комнате принцессы Сисси был устроен настоящий спа-салон того времени с приспособлениями по уходу за телом и волосами, они у нее были буквально до пят. Всего во дворце более 1400 комнат, для посещения открыты 40 из них.

Во дворец есть разные виды билетов, они включают разный набор комнат, а также посещение различных локаций в парке. Мы выбрали билет Classic Pass, он включает все 40 комнат, парк, оранжерею и лабиринт. Есть билеты на 22 комнаты, на 40 без посещения парка, а также совместный с посещением зоопарка. Любой вид билета можно купить заранее на сайте дворца и проходить через автоматические турникеты.
После осмотра интерьеров дворца мы решили развеяться и пройти через зеленый лабиринт (maze), это кстати не так уж просто, он довольно лихо закручен, по всему лабиринту разложены подсказки в виде плиток с символами знаков зодиака, по ним можно понять, что вы не заплутали и находитесь на правильном пути. Такой лабиринт существовал здесь до конца XIX века как забава для гостей, но нынешний восстановили лишь в 1998 году.

В парке можно продолжать гулять часами: посмотреть павильон Глориетт в стиле классицизма, голубятню, несколько фонтанов, римские руины, японский садик и, наконец, зоопарк, но мы отправились дальше наслаждаться летней воздушной Веной.
Буквально в квартале от Шенбрунна по адресу Schönbrunner Schloßstraße, 30 находится дом, в котором Иосиф Сталин останавливался у знакомых и писал несколько глав "Марксизм и национальный вопрос". Мемориальная табличка на доме все еще висит, но ниже повешена еще одна, которая рассказывает о памяти жертв тоталитарных режим по всему миру.
Перекусив в приятном хипстерском месте Landkind (эта магазин эко-продуктов и кафе) возле рынка Schwendermarkt, мы отправились в Технический музей Вены. Это невероятная коллекция механизмов, гаджетов и изобретений, когда-либо созданных человечеством, от огромных станков и локомотивов до бытовых предметов, средств коммуникации (не поверите, там даже Nokia 3310 есть) и музыкальных инструментов. По сравнению с Национальным музеем Шотландии немного не хватает интерактива, возможности трогать, изучать и взаимодействовать, но все равно музей невероятный, один из must-see в Вене.
Вечером мы отправились в ту самую Венскую филармонию, оркестр которой играет транслируемый на весь мир Новогодний концерт 1 января. Слржно представить себе Вену без классической музыки, оперы, вальсов и маршей Штрауса, в этот вечер мы слушали микс из произведений Вагнера, Дебюсси и Скрябина. А посмотрите, какие там интерьеры.

Интересно, что как в Филармонии, так и в Венской опере, есть стоячие места, билеты на которые можно взять перед представлением довольно недорого, за 5-6 евро.
В один из дней мы отправились в долину Вахау, прокатились на теплоходе по "прекрасному голубому Дунаю" (вообще не голубому) и посмотрели пару живописных городков, но об этом читайте в отдельной статье.
Интересное место для вечерней прогулки по Вене - это церковь Обета (Votivkirche), здесь нет массы туристов, как в соборе святого Стефана, хотя церковь не менее прекрасна и притягательна. Конечно, она намного новее, 1856 года, можно сказать - новодел. А самое поразительное, что на ее фасаде красуется огромный рекламный баннер, конечно, на рестраврации нужно зарабатывать, но все же - диссонанс тот еще. Наискосок от церкви находится бистро французской кухни Café Français, из него открывается шикарный вид на шпили и фасад церкви, советуем досидеть с бокалом вина до заката.

Ну и к тому же, где еще в Вене можно съесть огромную миску тушеных в вкусном соусе мидий за 14 евро, а бомбический теплый козий сыр с рукколой, кедровыми орешками и бальзамиком еще за 6.
В дни нашего приезда в Вене проходили мероприятия Европрайда (концерты, деревня, марафон), кульминацией которых стал собственно парад по Рингу 15 июня. Мероприятие очень красочное, шумное и доброжелательное, участники проходят, проезжают и протанцовывают по рингу с 12 до 15 часов, причем на параде есть даже платформа Венской энергетической компании.
Пообедав в кафе с уличной израильской едой Miznon, мы поехали на юго-восточную окраину Вены, в район Зиммерринг, посмотреть на Газометры - бывшие хранилища сжиженного газа, огромные кирпичные цилиндры со стенами толщиной 4 метра 19 века постройки, которые ныне переделаны в гражданские объекты: торговый центр, жилые дома, мастерские и галереи.

В 1995 году в Вене объявили конкурс на архитектурное переосмысление внутреннего пространства газометров, в нем победили проекты четырех архитекторов. В Вене очень развиты традиции переоборудования и переосмысления негражданских объектов, например, бывшая башня люфтваффе переделана в огромный аквариум, а проект мусоросжигательного завода Шпиттелау разработал не кто иной, как Хундертвассер (завод кстати заодно отапливает весь жилой район поблизости).

После выхода из метро с одноименным названием Gasometer можно увидSky Walkеть 4 одинаковых цилиндрических здания. В первом из них расположен торговый центр. Во втором и третьем расположены многоквартирные дома и офисы, причем ко второму пристроено современное сооружение из стекла, будто надломленное посередине, его называют "Щит". Между зданиями есть стеклянный коридор Sky Walk, служащий переходом, он же соединяет здания с соседним кинотеатром. На крыше четвертого газометра можно разглядеть зеленую зону, там разбит настоящий сад, а на нижних этажах расположены государственные архивы.
Перекусить мы заглянули... в Музейный квартал, да, не удивляйтесь, кроме целого ряда современных музеев тут много классных кафе и магазинчиков, включая шикарнейший книжный. Мы, например, попали на распродажу керамики из Португалии ручной работы. А для обеда выбрали кафе Corbaci, оно прекрасно не только вегетарианской кухней с ближневостовным влиянием, но и шикарным куполом, расписанным по эмали диковинными цветами.
Под конец дня мы отправились в брат-близнец Художественно-исторического музея (в нем мы уже были зимой, коллекция живописи там просто поразительная) - Естественно-исторический музей. Оба здания стоят на площади Марии-Терезии перед памятником Марии-Терезии. Кстати, именно она с мужем начали собирать коллекцию природных экспонатов, например, чучело теперь уже вымершей морской Стеллеровой коровы, вилленсдорфскую Венеру возрастом 29 000 лет, найденную в долине Вахау, многочисленные осколки метеоритов и редкие минералы.


Музей позволяет охватить все время существования планеты, начиная от минералов, метеоритов и первых организмов до динозавров, насекомых, млекопитающих и человека. Заложите на посещение минимум 2-3 часа или выбрать то, что вас конкретно интересует, потому что в каждом зале хочется осмотреть все представленные артефакты.

А их тут - 20 миллионов экспонатов на 8700 квадратных метрах площади: редкие минералы, включая топаз, весом 117 килограммов, ископаемые моллюски и первые рыбы, скелеты динозавров (включая редкие скелеты диплодока, морских и пернатых ящеров) и очень реалистичная движущаяся модель аллозавра, черепа разных предков современного человека, разные артефакты каменного, железного, бронзового веков, огромные коллекции современных видов насекомых, птиц, рыб, животных. И все это внутри шикарного дворца с барочными интерьерами.

Народу немного, атмосфера тихая и умиротворенная, изредка школьные классы проводят выездные уроки, проходят квесты, родители с детьми, присаживаясь прямо на полу, зарисовывают птиц и животных в скетчбуках. Так и вижу, как классно приходить сюда и изучать конкретный период развития планеты, проводить занятия по естествознанию.
Летом Вена еще прекраснее, чем зимой, если зимой она сказочная и рождественская, светлая, то летом более свободная, воздушная, хотя все такая светлая, можно в деталях рассматривать эклектичную архитектуру (что ни дом или церковь - то какой-то шедевр), наслаждаться чем-то игристым на террасах, гулять в бесконечных парках, прятаться от жары в классических и современных музеях, выходить за рамки и смотреть за настоящей жизнью горожан, отправляясь на окраины города. Вена неотделима от искусства и музыки, они как будто переплетены с городом.